Что мы знаем об электромобилях: ответы и вопросы

Что вы знаете об электротранспорте? Почему так быстро набирают популярность электромобили и какое будущее их ждет?Антон Чепур ставит точки над «i» в вопросах об электрическом транспорте.


Tesla Model 3 был представлен в 2016 году, сейчас, когда производство наконец ускорилось, вполне вероятно, что Tesla станет доступен массовому покупателю в конце текущего года. Похоже, компания осознала, что у нее нет монополии на этом рынке. General Motors, Ford, Jaguar Land Rover, Volkswagen Audi Group – теперь уже все они готовы запустить в продажу собственные электромобили, но, в отличие от Tesla, за их плечами стоит вековой опыт автомобилестроения. Это означает, что в индустрии электромобилей уже скоро наступит новая эпоха, и в ближайшие 3-5 лет нас с вами ожидает очень много интересного. Но сегодня на дворе май 2018, и пока до описанных выше событий есть какое-то время, лучше уделить внимание функционалу электромобилей.

Как работают электромобили?

На базовом уровне принцип работы электромобилей тот же, что у обычных автомобилей с двигателями на бензине, дизеле или даже водороде: есть топливный источник, блок привода и коробка передач (в данном случае сильно упрощенная) для обеспечения движения назад и вперед. Ну а сверху расположены пассажирский и багажный отделы.

Преимущества электрического транспорта (EV, Electric Vehicles) начинаются с отсутствия рывков при изменении передаваемой на колеса мощности, а к недостаткам относится более медленный разгон, чем у автомобилей с ДВС аналогичной мощности. Но если не сравнивать мощности, то самое быстрое транспортное средство для дорог общего пользования – Tesla Model P100D.

Из-за сверхвысокого веса батареи во всех электромобилях располагаются в полу, это позволяет не только освободить как можно больше места, но и максимально опустить центр тяжести, чтобы получить превосходную устойчивость и плавность хода. Например, Tesla Model S и Model X при весе более 2 тонн управляются не хуже какой-нибудь малолитражки. Еще один плюс размещения аккумуляторов в полу машины – отсутствие трансмиссионного туннеля, что увеличивает количество свободного пространства в салоне.

Управление электромобилями чем-то отличается?

Ключевое различие между автомобилями с ДВС и электродвигателями в повседневной жизни состоит в наличии у EV системы рекуперативного торможения, захватывающей энергию, возникающую при движении автомобиля вперед по инерции, и затем передающуюся прямо в батарею электромобиля. Грубо говоря, всякий раз, когда вы отпускаете педаль акселератора, автомобиль заряжается. У электромобилей все еще есть педаль тормоза, но она может использоваться гораздо реже из-за дополнительного замедления во время работы этого механизма регенерации энергии. Как показывает практика, у людей, впервые севших за руль электромобиля, именно тема рекуперативного торможения вызывает больше всего вопросов. Простыми словами работу этой системы можно описать так: когда вы плавно отпускаете педаль газа, автомобиль замедляется постепенно, а если вы отпускаете ее резко, то он и тормозит резко, накапливая прямо пропорциональное количество энергии.

Например, в данный момент Nissan рекламирует новое поколение Leaf, делая весомый акцент на упрощенное управление всего с одной педалью как для ускорения, так и для торможения. Да, в Leaf есть педаль тормоза, очевидно, ее добавили из-за законов, требующих ее наличия в каждом автомобиле, поскольку поднятие ноги с педали газа обеспечивает даже более мощную силу торможения, чем педаль тормоза в обычных автомобилях.

Отзывы рядовых владельцев электрокаров говорят о том, что и в самом деле достаточно отпустить «гашетку», чтобы заблаговременно остановиться перед пешеходным переходом. После нескольких часов управления электромобилем одной педалью вы не будете понимать, как обходились без этого удобства раньше. Педаль тормоза бывает важна только в двух случаях: в экстренных ситуациях, требующих молниеносного торможения, либо морозным утром/вечером, когда в спешке нет времени прогреть батареи и рекуперативную систему.

Почему электричество?

Существует множество причин для перехода с горючих топливных элементов на электроэнергию, но самая элементарная – отсутствие «локализованных» выхлопов, как у автомобилей с ДВС. Под словом «локализованных» я подразумеваю выбросы, создаваемые непосредственно при эксплуатации транспортного средства.

Сам электромобиль не загрязняет окружающую среду вредными газами, но во время его производства и во многих случаях выработки электроэнергии для его движения создается немало отходов, негативно влияющих на экологию и вносящих свой вклад в городской смог. Поэтому не утихают споры, касающиеся целесообразности производства электричества путем сжигания нефти или каменного угля, а также того, что делать с батареями электромобилей, которые больше не будут пригодны для эксплуатации. Но в глобальном масштабе этот объем выбросов все равно не идет ни в какое сравнение с количеством выхлопов, продуцируемых всеми автомобилями с ДВС.

Еще один плюс электромобилей, который оценят простые пользователи, заключается в отсутствии необходимости покупать масло и в гораздо более редкой замене тормозных дисков и различных прокладок – все благодаря вышеупомянутой системе регенерации энергии.

Остальные преимущества еще очевиднее: тихая езда, легкость управления, КПП, не требующая от водителя никаких действий, и экономичность (заполнить батарею стоит в разы дешевле, чем использовать бензин или дизель для поездки на то же расстояние). Если же вы еще и установите дома небольшую зарядную станцию (в цивилизованных странах этот «аксессуар» имеется практически у всех владельцев EV) и будете заряжать его энергией, накопленной солнечной батареями, то большинство поездок вам не будут стоить абсолютно ничего.

Кроме того, во многих крупных городах парковка бесплатна, а также отсутствует транспортный налог, и в некоторых странах (конечно же, не в России) имеют место быть государственные субсидии при покупке электромобилей. К примеру, в США размер федеральной выплаты составляет от 2 500$ до 7 500$, но эта программа будет действовать лишь до тех пор, пока каждый из автопроизводителей не выпустит 200 000 EV. Tesla достигнет этой отметки в начале 2019, после этого размер стимулирующей субсидии будет постепенно снижаться, и, если система не изменится, многие из 400 000 человек, предзаказавших Tesla Model 3, не получат никакой скидки.

Также стоит помнить, что это просто способ стимулировать людей к переходу на EV, поэтому, когда рано или поздно электромобили станут нормой, система государственной помощи будет отменена или пересмотрена.

Лишь часть станций зарядки бесплатны, поэтому Tesla и начала строить свою сеть Supercharger, бесплатную для всех клиентов компании, купивших электромобиль по цене, включающей стоимость использования Supercharger, либо для тех владельцев Tesla, которые при покупке воспользовались реферальным промо-кодом от другого водителя.

Что такое гибридные автомобили?

Гибридные автомобили бывают двух типов. В первом случае это классические гибриды наподобие старых версий Toyota Prius, использующие и бензиновый двигатель, и маленький электрический мотор одновременно. Такие автомобили заряжают батареи только с помощью рекуперации энергии во время торможения и могут передвигаться как на одном бензине, так и лишь на электротяге, но в обоих случаях это будет гораздо меньшее расстояние. Такие гибриды не могут подключаться к гибридным станциям для зарядки.

Второй тип гибридных автомобилей представляет собой нечто среднее между классическими гибридами и электромобилями. В последнее время такой вариант стремительно набирает популярность, поскольку они могут восполнять заряд аккумулятора при торможении или спуске с горы, а могут и подключаться к общественным зарядным станциям. При ежедневных поездках на небольшие расстояния (на работу, учебу, за покупками и другие места в радиусе 15-20 км) достаточно оставлять такую машину каждую ночь на зарядку, как ваш смартфон, и можно будет даже не пользоваться бензином и системой рекуперации энергии. Среди последних представителей этого класса числятся VW Golf GTE, Mini Countryman Hybrid и Range Rover P400e, каждый из них обладает запасом хода до 50 км на одном заряде.

Повлияет ли электрификация автомобилей на наш образ жизни?

Жизнь с электромобилями требует от нас определенных изменений в нашем повседневном образе жизни. Первое, что приходит на ум, – процесс зарядки. Вам нужно будет выработать свой маршрут для ежедневных поездок на работу, учитывая расстояние между станциями на пути от вашего дома до конечной точки. Разумеется, этот вопрос актуален лишь для крупных городов, где за день легко намотать не одну сотню километров.

Во-вторых, каждому обладателю электромобиля будет необходимо продумать все факторы, способные повлиять на время работы аккумулятора, – речь идет прежде всего о средней температуре воздуха в том или ином регионе в определенное время суток, ведь батареи в EV ничем не отличаются от литиевого аккумулятора в вашем смартфоне и так же боятся холода.

Итак, с передвижением внутри своего населенного пункта разобрались, далее нужно научиться планировать дальние поездки – а с массовым распространением электромобилей они станут сверхпопулярны ввиду практически полной их бесплатности (за бензин-то платить уже не понадобится). В контексте планирования путешествия на EV необходимо определиться с точным маршрутом – на нем должно быть расположено необходимое количество зарядных станций с учетом дальности поездки вашей машины. При этом надо принимать во внимание неисправность некоторых станций, возможные очереди на них и прочие форс-мажорные обстоятельства, способные задержать вас на пути к следующей остановке и оставить посреди трассы с пустым аккумулятором.

Кстати, о зарядках: да, инфраструктура зарядных станций сейчас даже на Западе далека от идеала, а о нашей стране и говорить нечего. Но ситуация меняется, еще буквально несколько лет назад в Москве или Питере негде было зарядить электромобиль, а сейчас это можно сделать даже далеко за пределами центра города. После того, как все покупатели EV станут устанавливать дома миниатюрные станции, а новые многоквартирные дома начнут сдаваться с зарядками на паркинге, восполнить заряд батареи электромобиля будет не сложнее, чем поставить смартфон на зарядку на ночь.

Дальность поездки

Предоставляемые производителями данные о расстоянии, которое та или иная модель проходит на одном заряде, столь же бесполезны, как и заявленные показатели расхода топлива в обычных дизельных и бензиновых автомобилях. Эти значения могут использоваться разве что для сравнения возможностей двух разных электромобилей, по ним нельзя судить о реальной автономности машины. Впрочем, это не всегда означает, что компании завышают этот параметр, надеясь соблазнить покупателя красивыми цифрами. Например, Tesla Model S и Model X в зависимости от погодных условий, качества дорожного покрытия и стиля вождения проезжают где-то на 30% больше, чем обещал производитель.

В то же время, работа кондиционера и использование аудиосистемы почти не влияют на время работы батареи, а вот непрерывное использование некоторых систем, довольно безобидных с точки зрения энергоэффективности, наподобие мощной системы очистки воздуха в Tesla Model X, ощутимо снижает расстояние, преодолеваемое на одном заряде.

Карта электро заправок для электромобилей

Финальные мысли

Электромобили медленно, но уверенно заполняют дороги во всем мире, поскольку владение подобным транспортом становится все более выгодным благодаря постепенному снижению цен, увеличению дальности поездки и расширению сети зарядных станций.

К тому же электромобили обладают рядом заманчивых преимуществ: комфортная езда, удобнейшее управление, отсутствие шума работы двигателя, экономия на топливе и техническом обслуживании, избавление от необходимости оплачивать парковку, дорожные налоги и прочие сопутствующие расходы…

Не существует идеальных гаджетов (я считаю, что электромобили нужно рассматривать именно с позиции цифровых устройств), и этот случай – не исключение. Высокая стоимость, слабая инфраструктура, требовательность к погодным условиям – на пути у электромобилей стоит множество препятствий, однако каждый день мы можем наблюдать, как ситуация улучшается. Открываются новые станции, появляются новые дилеры, открываются официальные СТО. Словом, процесс идет, причем семимильными шагами, а учитывая нынешние темпы проникновения технологий, скоро мы все пересядем на электромобили.

Я понимаю, что это все не про Россию, но на заре автомобилестроения и дорог не было НИГДЕ, а сейчас посмотрите, что происходит в центре города в час пик. Или другой пример, более близкий к мобильной индустрии: могли ли вы еще 5-6 лет назад представить, что сегодня сможете рассчитываться в продуктовом магазине смартфоном или часами? Вот так и с электромобилями.

Источник mobile-review.com | Автор Антон Чепур

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.