КамАЗ совместно с НАМИ представили беспилотный автобус — полноценный рабочий прототип под названием Шатл.
Первое поколение появилось в 2015 году, но до прототипа, который бы ездил по дорогам, дело так и не дошло. Тогда упоминалось, что, помимо НАМИ, в разработке участвует команда «Яндекс», которая отвечает за навигацию и ориентацию машины. В 2016 и 2017 годах полноразмерный макет этой машины показывали на ряде выставок. Тут возникает определенная путаница, так как «Челнок», а именно так называли этот проект, все-таки имел прототип, который может передвигаться по дорогам, и его тестировали. На презентации в Казани представитель КамАЗ говорил о том, что перед нами прототип А, это первая машина, которую показывают в движении.
Но, судя по публикациям, это не так, подобное происходило в 2016-2017 годах, и внутренняя отделка машины была схожей. Другое дело, что проект ШАТЛ-2 принципиально отличается по всем характеристикам от того, что было, начинку явно переработали. Тогда максимальная скорость была 40 километров в час, сейчас это 120 километров в час, запас хода вырос до 110 километров, время зарядки сократилось до 50 минут. Да, если кто-то не понял, то это электромобиль.
В номенклатуре от КамАЗ машина получила номер 1221, это категория БТС-М2, транспортное средство особо малого размера. Оно может вмещать до 12 человек, причем внутренняя компоновка осталась как в предыдущей разработке: два дивана по краям, центральное пространство не занято ничем. Разработчики говорят, что это прототип и компоновка может и должна меняться под конкретные задачи, тут нет сомнений в том, что это не финальный вариант.
Важно оговориться, что перед вами не серийная машина, это прототип. Поэтому если вглядеться, то видно, как отпиливали по стыкам панели, качество пластика далеко от серийного, не работает кондиционер, и непонятно, есть ли он за верхней панелью.
Это демонстрационная машина, прототип, на котором можно обкатывать технологии, и за последние два года эта машина качественно изменилась. К сожалению, ни представители КамАЗ, ни НАМИ ничего не рассказывают про начинку. Вежливо пожимают плечами и говорят, что не могут раскрыть секретов, это коммерческая тайна. Это вызывает ровно обратную реакцию, так как слишком часто под нашей оберткой скрывались технологии, разработанные в других странах. С другой стороны, отрадно, что такие разработки ведутся, что появляются люди в разных компаниях, кто что-то делает в этом направлении. Мне хотелось бы большей прозрачности, так как это позволит не догадываться и строить предположения, а четко понимать, что тут свое, что чужое, и особых подробностей не нужно. Важно просто иметь представление, как это работает и какие проблемы есть. Пока же все окутано ореолом тайны и секретности, что сводит на нет любой оптимизм. На мой взгляд, это типичное поведение для многих компаний/стран, когда им кажется, что закрытость – хорошая стратегия, но это не так. Чтобы привлечь под свои знамена молодых специалистов, нужно рассказывать о том, что вы делаете и как, и тут нашим стоит поучиться в той же Кремниевой долине, там есть что перенять.
С другой стороны, идеология такой машины понятна, и давайте попробуем описать, как разработчики видят применение подобных автобусов. Начну с самого главного, в России нет опытных зон для тестирования беспилотников, поэтому в Татарстане с разрешения руководства республики создали такую зону вне дорог общего пользования. И это большой шаг вперед. Максимальную скорость ограничили 10 километрами в час. Добавляет остроты то, что прототип не сертифицирован, да и получить сертификат затруднительно, поэтому на дорогах его можно увидеть только в составе отдельных, специальных тестовых колон. Одно из первых тестирований было в мае 2018 года, когда восемь беспилотников разных компаний ехали по трассе. Этакий регулируемый эксперимент.
На автобусе много разнообразных датчиков, тут стоят круговые камеры, также радары и лидары, чем все это хозяйство управляется и откуда, неизвестно. В тестовой машине управление происходило с внешнего компьютера, а соединение было необходимо быстрое, для этого и нужна опытная зона 5G, которую развернул «МегаФон» на оборудовании Huawei. Во всяком случае, на презентации заприметил представителя Huawei, который в руках держал станцию 5G, но это явно был муляж для демонстрации. Почему-то к нему с вопросами о том, что это такое, никто не подходил, всем было интереснее смотреть на президента республики и его окружение, они осматривали машину.
Внутри автобуса много места, стоят экраны, есть панель, на которой присутствуют разъем для зарядки, отдельные клавиши управления. Это прототип, поэтому обращать внимание на то, как все это устроено, нет никакого смысла, к коммерческому выпуску все поменяется сотню раз, а то и больше.
Идеология таких мини-автобусов проста: они могут использоваться на выставках, в других местах, и это первоначальное направление. Относительно небольшие дистанции, низкая скорость (не более 40 километров в час в таких зонах, где есть люди), запрограммированные маршруты. В последующем предполагается, что пассажиры будут заказывать такой автобус на свою остановку и он будет бронировать место для проезда, то есть загрузка будет оптимальной. Идея простая и понятная, но как это случится на практике, никто, конечно же, не знает – тут надо смотреть на законы и реальные потребности городов.
Перед тем, как отправиться в заезд на автобусе, нужно было подписать документ о том, что я не собираюсь хулиганить, подобные бумаги подписывают и в других компаниях, что тестируют беспилотники.
Никаких особых впечатлений от поездки у меня нет, кроме того, что отсутствие водителя не удивляет, кажется, что едешь в вагончике монорельса, где все управление на компьютере. Тут все то же самое, только дорога не имеет никаких рельсов или чего-то подобного.
Посматривал, как люди вокруг реагируют на этот аттракцион, многих он привлекал своей необычностью. Но уверен, что скоро это станет обыденностью и никаких чувств такая поездка вызывать не будет.
У меня нет сомнений, что будущее за такими автомобилями, это очевидно для всех. Но в отсутствие информации о том, какой софт стоит внутри, какова мощностью компьютера, что обрабатывает информацию (а это очень большой поток информации, судя по западным разработкам), говорить о стоимости этого решения не приходится, это своего рода заготовка будущего продукта. Приятно, что она уже существует и можно обкатывать другие решения, создавать машину будущего. Но ясности хотелось бы большей, так как пока это сферический конь в вакууме, перспективы которого неясны. Одно понятно, что ни одна такая машина не сможет существовать без сетей пятого поколения, это данность. Слишком много данных нужно передавать как внутри машины, так и вовне, текущие сети с таким потоком не справятся. Транспорт как потенциально опасное средство передвижения должен получать приоритет на мобильных сетях, что также заметно лучше реализовано в 5G-сетях. Одним словом, как ни крути, но 5G для такого транспорта – необходимая составляющая, и в России она есть. Мне понравились слова Сергея Владимировича Солдатенкова, генерального директора «МегаФона», которые он сказал про 5G. Суть сводилась к тому, что пока нет принятого стандарта, нет утвержденных спецификаций, но уже есть опытная зона, в которой можно тестировать технологии, и насколько это важно для будущего. И это так, ведь именно в 5G создаются будущие продукты для экономики, а это не только самоуправляемые машины, но умные города в целом, включая дороги, дома, аэропорты и другие инфраструктурные единицы.
А что вы думаете о челноке от КамАЗ и НАМИ, насколько нам как стране нужны такие разработки? Что стоит сделать, чтобы они стали реальностью? Поделитесь своими впечатлениями. Мне это видится позитивным знаком, небольшое число стран занимаются такими разработками, и мы в их числе. И это не просто картинки, это уже реальные машины, которые ездят по дорогам, пусть и не общественным.
P.S. Казань за последние несколько лет расцвела, город похорошел, помолодел и стал еще современнее, чем раньше. Не был в Казани пару лет, и взгляд не замылился, как в Москве, изменения видны сразу, они бросаются в глаза. Очень красивый город, который стал еще лучше. Те, кто говорит, что развивается только Москва, а другие города хиреют, могут отправиться в Казань, это отличное доказательство того, что это не так. Но это уже совсем другая история. Хотя почему другая? Возможно, что она отлично ложится в канву прототипа электроавтобуса от КамАЗ и объясняет, как все меняется в России. Постепенно, но изменения нарастают и становятся видны.
Источник mobile-review.com | Автор Эльдар Муртазин | Фото источника