Многим из нас нравится мечтать о путешествиях в космос. И многие в какие–то моменты своей жизни воображают, как они становятся астронавтами – а, возможно, и первыми людьми, ступившими на Марс. Однако есть некоторые моменты, которые вполне могли бы заставить вас пересмотреть свои мечты, а то и вовсе от них отказаться. Космические путешествия связаны со многими неприятностями, о которых мало кто думает: от невозможности воспользоваться привычными продуктами до непредсказуемых последствий для организма. Вот десять не очень приятных проблем, связанных с космическими путешествиями.
10. НАСА не знает, что делать с астронавтами, погибшими в космосе
У НАСА нет конкретных планов относительно того, что делать с телами погибших в космосе людей. На самом деле до сих пор в НАСА просто не задумывались об этом, поэтому никто не учит астронавтов тому, что они должны делать в случае гибели своих коллег. Но что будет, если это всё–таки произойдёт? Сейчас вероятность этого намного выше, чем раньше, ведь в НАСА планируют очень долгосрочные путешествия (вроде полётов на Марс).
Один из вариантов – сбросить тело в открытый космос. Однако этот вариант не очень хорош, поскольку он означает замусоривание околоземной орбиты, а это запрещено Организацией Объединённых Наций, так как может представлять опасность для других космических кораблей. Другой вариант – хранить тело внутри космического корабля до возвращения на Землю. Однако этот вариант тоже плох, поскольку он может поставить под угрозу здоровье других космонавтов. Последний вариант – если человечество когда–либо доберётся до колонизации Марса – это переработка тел в удобрения. Однако остаются сомнения в том, является ли это хорошей идеей.
В настоящее время НАСА совместно с компанией Promessa разрабатывает проект под условным названием «Возвращение тел» (Body Back). Планируется, что труп будет запаян в герметичный мешок и прикреплён к внешней стенке космического корабля, где он подвергнется воздействию чрезвычайно холодной температуры космоса. Замороженное тело в результате вибраций, возникающих при движении космического корабля, будет постепенно разбиваться на мельчайшие частицы. К моменту возвращения на Землю оно уже превратиться в мелкую пыль.
9. Космонавты пьют переработанную мочу
Запасы пресной воды в космосе чрезвычайно ограничены. Американские астронавты на Международной космической станции (МКС) большую часть своей воды получают с помощью «Системы восстановления воды», которая поставляется НАСА, начиная с 2009 года. Как следует из названия, эта система позволяет восстанавливать и использовать для приготовления чая и кофе ту воду, которую астронавты теряют вместе с мочой и потом.
Американские астронавты перерабатывают не только собственную мочу, но и мочу российских космонавтов, которые отказались от использования подобной системы. По словам Лейна Картера, отвечающего в НАСА за обеспечение водой астронавтов на МКС, переработанная вода имеет такой же вкус, как и вода в бутылках.
8. Космонавты теряют часть своей мышечной и костной массы и страдают от преждевременного старения
В условиях пониженной гравитации организм космических путешественников начинает страдать от преждевременного старения. Быстрее стареет их кожа, она становится суше и тоньше и начинает чесаться. Становятся слабее их кости и мышцы. Во время полёта астронавты теряют каждый месяц один процент своей мышечной и до двух процентов своей костной массы. Четырёхмесячное пребывание на Международной космической станции приведёт к потере около 11 процентов общей массы тазовых костей.
Страдают даже артерии и вены. Они теряют эластичность, свойственную людям 20–30 лет. Это делает астронавтов восприимчивыми к болезням сердца и инсультам. Канадский астронавт Роберт Тирск через шесть месяцев пребывания в космосе начал страдать от слабости, хрупких костей и потери равновесия. По его словам, к моменту возвращения на Землю, он чувствовал себя пожилым человеком. В настоящее время преждевременное старение признано одним из основных побочных эффектов космических путешествий. Эта проблема остаётся актуальной, хотя астронавты могут уменьшить её эффект, занимаясь физическими упражнениями в течение двух часов каждый день.
7. Космические путешествия могут привести к бесплодию
Есть предположения, что долгосрочные космические путешествия могут сделать астронавтов бесплодными. В одном из экспериментов крысы–самцы в течение шести недель находились в подвешенном состоянии, имитирующем невесомость. В итоге у них снизилась активность работы семенников, и сильно сократилось количество вырабатываемых сперматозоидов, что сделало их практически бесплодными. Крыс–самок, отправленных в космос, постигла подобная или даже худшая участь. Их яичники перестали работать через 15 дней. К тому времени, когда они вернулись на Землю, гены, ответственные за производство эстрогена (женского гормона), перестали работать, в результате полностью прекратилось формирование яйцеклеток.
Кроме того, космические путешествия значительно снижают либидо. В одном эксперименте с мышами два самца и пять самок, отправленные в космос, отказались спариваться. Однако некоторые исследователи настаивают на том, что космические путешествия не имеют никакого отношения к либидо или бесплодию. Икра рыб и лягушек, которые побывали в космосе, оказалась оплодотворённой, хотя развитие лягушат так и не дошло дальше стадии головастиков. Кроме того, после возвращения на Землю мужчины–астронавты вполне благополучно занимаются сексом со своими жёнами.
То же касается и астронавтов–женщин. Они вполне благополучно беременели вскоре после возвращения из космоса, хотя у них был более высокий процент выкидышей. Влияние космических путешествий на воспроизводство остаётся спорным, а из–за интимности этой сферы подробности не разглашаются. НАСА отказало в попытках провести исследования спермы своих астронавтов–мужчин по соображениям конфиденциальности.
6. Большинство астронавтов страдают от космической болезни
Несмотря на все достижения в области космической техники, одной из главных головных болей НАСА остаётся космическая болезнь. Более половины всех астронавтов, отправленных в космос, испытывают тошноту, головную боль, рвоту и общий дискомфорт, которые являются симптомами космической болезни, также называемой синдромом космической адаптации. Одним из примечательных примеров является бывший сенатор Джейк Гарн, у которого этот синдром начал проявляться ещё до того, как он покинул Землю. К тому моменту, когда он вернулся, Гарн не мог нормально ходить.
Страдания Гарна от космической болезни были настолько ужасны, что его имя стало неофициальной единицей измерения болезни. Астронавты могут оценивать свои симптомы такими фразами, как «один гарн», «два гарна», «три гарна» и т. д. Хотя в НАСА ещё не нашли решения проблемы, связанной с космической болезнью, было создано устройство, предупреждающее астронавтов о приближении её наступления.
5. Все космонавты носят подгузники
При создании первого космического скафандра НАСА допустило недоработку. По–видимому, учёные забыли, что астронавтам, возможно, придётся мочиться в своих костюмах. Эта недоработка вынудила астронавта Алана Шепарда, первого американца в космосе, мочиться прямо в свой космический скафандр. Этому предшествовало широкое обсуждение, потому что представители НАСА опасались, что моча может закоротить электрические контакты в скафандре.
Чтобы избежать подобного в будущем, в НАСА было придумано устройство, напоминающее презерватив, которое астронавты надевали перед облачением в скафандр. По понятным причинам использование этого устройства оказалось проблематичным, когда в 1970–х годах в космос стали отправлять женщин. В итоге в НАСА была придумана система для сбора мочи и фекалий, названая «Одноразовым контейнером для абсорбции» (DACT – Disposable Absorption Containment Trunk). DACT использовался обоими полами, хотя создавался он специально для женщин.
В 1988 году НАСА заменило DACT на «Костюм с максимальной абсорбирующей способностью» (MAG – Maximum Absorbency Garment), который в целом представляет собой нечто вроде подгузника для взрослых. Отличие состоит лишь в том, что он сделан в виде шорт. При выполнении очередной задачи каждому астронавту выдаётся по три MAG – один для работы в космосе, второй они надевают при возвращении, а третий – дополнительный.
4. Самоудовлетворение в космосе полезно для здоровья
Астронавты во время пребывания в космосе всегда рискуют получить заболевания мочеполовой системы. Для мужчин наиболее вероятной проблемой является простатит, в то время как у женщин есть риск заражения мочевыводящих путей. В период с 1981 по 1998 год 23 из 508 астронавтов НАСА, отправленных в космос, получили заболевания, связанные с мочеиспусканием. Хотя статистика свидетельствует о том, что мочеполовые заболевания затронули лишь незначительный процент астронавтов, эта проблема занимает важное место, так как она может стать причиной прекращения космического полёта.
Советский Союз столкнулся с этим в 1985 году, когда космонавту Владимиру Васютину пришлось вернуться на Землю, проведя только два месяца – вместо запланированных шести – на космической станции «Салют–7». У Васютина был острый простатит, который вызывал лихорадку, тошноту и серьёзные боли при мочеиспускании.
Марджори Дженкинс, медицинский консультант из НАСА, пояснила, что простатит может быть одним из последствий отсутствия эякуляции. Когда эякуляция у мужчины происходит редко, то в его предстательной железе могут накапливаться бактерии, способные вызвать воспаление.
Неизвестно, следует ли астронавтам заниматься самоудовлетворением во время космических полётов, но это не значит, что они этого не делали. Один российский космонавт однажды признался, что «занимался сексом вручную» во время пребывания в космосе. В 2012 году астронавт Рон Гаран тоже сделал признание в Reddit, что астронавты действительно имеют «личное время» во время пребывания на Международной космической станции. Когда его попросили дать дополнительные разъяснения, он сказал: «Я могу говорить только за себя, но мы профессионалы».
3. В космосе не существует неотложной медицинской помощи
У НАСА нет современного медицинского оборудования ни на его космических кораблях, ни даже на МКС. Есть только лекарства и оборудование, необходимые для оказания первой помощи. Это означает, что при серьёзном заболевании астронавтам невозможно оказать необходимую медицинскую помощь. Итак, что происходит в случаях, когда астронавт серьёзно заболевает или даже требуется операционное вмешательство?
В таких случаях НАСА требует, чтобы астронавт был отправлен обратно на Землю. У НАСА есть соглашение с Российским космическим агентством «Роскосмос» об экстренных запусках ракет «Союз» для эвакуации с МКС больных астронавтов. Помимо больного астронавта, на ракете должны присутствовать ещё два астронавта для его сопровождения, поскольку для полёта требуется экипаж из трёх человек. Стоимость такого пуска составляет сотни миллионов долларов, при этом тяжелобольной астронавт, возможно, даже не переживёт путешествие.
Если НАСА предстоит проделать такую большую работу при эвакуации одного больного астронавта с «близко расположенной» МКС, то что произойдёт, если потребуется доставить заболевшего с Марса? НАСА через одну из своих дочерних компаний – Национальный институт космических биомедицинских исследований (NSBRI) – финансирует несколько учреждений для создания уникального медицинского оборудования, которое сможет помочь в лечении таких сложных заболеваний, как сердечные приступы и аппендицит непосредственно в космосе.
2. В космосе лекарства быстрее теряют свою эффективность
Мы только что говорили о том, что в космосе доступна лишь первая медицинская помощь. Но даже эта помощь будет ограниченной, потому что большинство доступных препаратов работают не так эффективно, как это было бы на Земле. Во время одного исследования учёные скомпоновали восемь аптечек первой помощи с 35 различными лекарственными средствами, включая снотворное и антибиотики. Четыре комплекта были отправлены на Международную космическую станцию, а ещё четыре были помещены в специальную камеру в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне.
Через 28 месяцев препараты, отправленные на МКС, оказались менее эффективными, чем те, которые хранились в космическом центре. Кроме того, шесть препаратов изменили свою консистенцию или цвет, в космическом центре такие изменения произошли только с двумя препаратами. Исследователи считают, что потеря эффективности вызвана чрезмерной вибрацией и радиацией, которым подвержены лекарства в космическом пространстве. На данный момент НАСА снижает серьёзность этой проблемы, заменяя лекарства на МКС каждые шесть месяцев. В будущем планируется улучшить упаковку и ингредиенты, используемые при производстве лекарств, предназначенных для употребления в космосе.
1. Ещё одна проблема – углекислый газ
На МКС – повышенная концентрация углекислого газа. На Земле концентрация СО2 составляет около 0,04 %, но на МКС его содержание может быть до 20 раз выше. Это вызывает неблагоприятные побочные эффекты, такие как головные боли, раздражительность и проблемы со сном, которые стали нормой среди астронавтов. Практически все астронавты жалуются на головные боли в начале своих миссий.
В отличие от Земли, где выдыхаемый углекислый газ рассеивается в воздухе, выдыхаемый астронавтами СО2 образует облако над их головами. На МКС есть специальные вентиляторы, которые разгоняют эти облака над головами астронавтов. Сейчас НАСА работает над тем, чтобы снизить общую концентрацию СО2, как минимум, в полтора раза. Тем не менее, это всё ещё будет значительно превышать рекомендуемую концентрацию. Возможно, НАСА удастся решить эту проблему, используя более эффективную систему вентиляции. Остаётся надеяться, что НАСА найдёт решение этой проблемы раньше, чем мы отправимся на Марс.
Источник listverse.com muz4in.net | Фото Роскосмос, NASA, Apollo 18 (2011)