Это не просто громкий заголовок, подобным образом в свое время была расшифрована спираль ДНК.
Над препаратом для борьбы с COVID-19 трудятся десятки научных коллективов, все они столкнулись с множеством сложностей.
Оказалось, что в мире нет чувствительных к этой инфекции лабораторных животных, поэтому в нашей стране сейчас выводят особый вид генно-модифицированных мышей. Исследования ведутся не только в России, но и в Великобритании и Германии. Борьбу с коронавирусом не раз уже сравнивали с войной, на которой все средства хороши.
Анатолий Альтштейн, главный научный сотрудник Института биологии гена РАН: «Вакциной в мире занимаются, наверное, не меньше сотни различных коллективов. Предлагают разные варианты вакцины».
В Германии ученые работают не с самим вирусом, а его генетической информацией, к клиническим испытаниям готовы перейти в середине лета.
Торстен Шуллер, директор по коммуникациям компании CureVac: «Мы делаем так, что человеческий организм активизирует свой собственный защитный механизм против вируса, то есть используем матричную РНК, которая есть в каждом организме, это молекула-переносчик. Мы программируем ее информацией о вирусе, вводим в тело, после этого организм уже сам производит антитела».
Российский «Вектор» работает непосредственно с возбудителем заболевания.
Анатолий Альтштейн: «Работа эта сложная. Это молекулярная биотехнология, работа методами генетической инженерии. Но тут возникаю проблемы. Во-первых, нужно провести доклинические испытания на животных».
Одна из этих проблем — отсутствие чувствительных к коронавирусу лабораторных животных. Приходится искать нестандартные альтернативы.
Алексей Дейкин, руководитель центра коллективного пользования «Геномное редактирование» Института биологии гена РАН: «„Вектор“, например, вынужден проводить доклинические испытания вакцин на хорьках. Эти животные сложные в работе, масштабные скрининговые исследования на них проводить тяжело».
Еще в 2007 году были выведены лабораторные мыши, чувствительные к таким заболеваниям, как SARS и MERS, но с их помощью создать вакцину так и не удалось. Почему? Чтобы это увидеть наглядно, придется обратиться к исследованиям, на первый взгляд, никак не связанным с вирусами. Речь пойдет о светящихся растениях. В природе такое невозможно, но российские генетики смогли внедрить им набор генов, отвечающий за биолюминесценцию.
Александра Царькова, кандидат химических наук, старший научный сотрудник лаборатории химии метаболических путей Института биоорганической химии им. Шемякина и Овчинникова РАН: «Это означает, что растение будет светиться само на протяжении всей своей жизни».
Оказывается, подобным образом можно подсветить и вирусы. Это сделали китайские исследователи из центра по контролю заболеваемости.
Александра Царькова: «Мышей инфицировали этим генно-модифицированным светящимся вирусом, живую мышь, ничего с ней не делая, снимали каждый день, что позволяло видеть, куда распространяется вирус, с какой скоростью, где конкретно концентрируются и какие ткани больше всего подвержены влиянию этого вируса».
На иллюстрациях видно, что коронавирус накапливался в головном и спинном мозге мыши. В институте биологии гена объяснили, что лабораторные животные болели не так, как человек, показывали другую симптоматику. Российские генетики пытаются адаптировать лабораторных мышей к коронавирусу.
Алексей Дейкин: «Мы предлагаем точно воспроизвести патогенез заболевания человека на животном. Экспрессировать в геноме мыши два гена человека, которые отвечают за синтез белков, хватаясь за которые вирус проникает в клетку человека. С другой стороны, сделать эти ткани специфичными, чтобы поражались те ткани, которые вирус поражает у человека».
Потомство этой мышки может содержать ключ к спасению многих жизней. Но как скоро это произойдет?
Алексей Дейкин: «К июню мы рассчитываем получить мышей, которые содержат гены человека. Мы этих мышей передадим „Вектору“, дальше они уже будут проводить испытания с вирусом».
В Великобритании начали цикл клинических испытаний собственной вакцины. Специалисты из Оксфорда используют аденовирус, в который встроен участок гена коронавируса. Тестирование проводится слепым способом.
Эндрю Поллард, директор Oxford Vaccine Group: «На данный момент мы не знаем, кому из волонтеров введут новую вакцину, кому нет. И они тоже не будут знать о том, кто из них к какой группе испытуемых относится».
Ажиотаж был такой, что компании пришлось даже ограничить прием заявок, когда число отобранных добровольцев перевалило за 5 тысяч человек.
Эндрю Поллард: «Я полагаю, что такой отклик, конечно, отражает то, насколько сильно эта пандемия беспокоит людей. Мы уже сталкивались с подобной ситуацией во время вспышки свиного гриппа 11 лет назад».
Желающих помочь по всему миру действительно много. Например, непосредственную поддержку исследователям могут оказать любители компьютерных игр. Чтобы поиграть мало-мальски современную компьютерную игру, требуется видеокарта мощностью больше, чем у самого производительного суперкомпьютера образца 2001 года, который занимал огромное помещение и весил несколько тонн.
А если все эти игровые карты объединить исследовательский мегакомпьютер? Такой проект есть. Он разработан в Стэнфорде и представляет собой программу, которую можно скачать на практически любой компьютер и выбрать в направлении исследования COVID-19. После этого начинаются расчеты. Так геймеры всего мира, объединившись, могут помочь победить главного монстра 2020 года.
Источник ntv.ru